Мокошь
Богиня Мокошь (Макошь) в мифологии восточных славян – практически единственное, имеющее женское начало, божество пантеона древних русичей, чей идол стоял на вершине холма, в Киеве, вместе с идолами Перуна и других представителей древнерусского пантеона. В первоначальной Несторовой летописи «Повести временных лет», при перечислении богов Киевской Руси, Мокошь является заключающей список, который начинается с великого Перуна.
Особенное место занимает эта богиня и в других списках языческих божеств, хотя неоднократно её противопоставляли мужским божествам, и в некоторых случаях она может лидировать в подобных списках. По данным этнографии северных русичей, Мокошь представляли как женщину, имеющую большую голову и очень длинные руки, и прядущую в избе по ночам.
Некоторые поверья не разрешают оставлять кудель, а то, как говорится, «Мокоша опрядёт». Как известно, прямым продолжением образа Мокоши после крещения Руси стала Параскева Пятница. Очень многие черты Мокоши перенял образ почитаемой всенародно Параскевы. Она была христианской мученицей, которая погибла при римском императоре Диоклетиане. В переводе с греческого, имя Параскева означает Пятница, не исключено, что образ Параскевы Пятницы, в народном сознании перемешался с образом Мокоши, сакральным днём которой принято было считать пятницу. У многих европейских народов, пятница была священным женским днём.
В славянских легендах Пятница – это женщина с распущенными, длинными волосами, ей приносили жертву, когда водили по деревням, жертвой была пряжа или кудель, брошенная в колодец. Называли этот обряд – мокрида. Мокошь ассоциируется с враждебным, женским началом.
Очень большой популярностью у женщин пользовался культ Мокоши. Некоторые учёные считают, что Мокошь была чуть ли не основным персонажем дохристианского народного культа Руси. Мокошь изображается как богиня судьбы, плодородия, удачи и благоденствия. В некоторых источниках Мокошь считается женой Перуна-громовержца, которая была похищена врагом громовержца и которую называли женой-изменницей.