Славянские легенды
История очень жестко обошлась со славянскими народами, каким-то образом лишив их мифологии времен первотворения. Нет у славян своего Гомера, который поведал миру бытие древних греков, их героев и богов. Славянские легенды не сохранились, как саги и «Эдды» у скандинавов, живописующие их легендарное прошлое. Половодьем хлынувшее на бытие язычников-славян христианство, смело на своем пути все славянские былины. Выкорчевывало не только рассказы славян, материальные атрибуты верований, но и активно стирало в их сознании привычные для них воззрения на обычаи и обряды, кумиров и божеств.
А ведь меньше чем за десять лет до крещения Руси, великий киевский князь Владимир, будучи в то время ярым язычником, воздвиг на холме возле своего дворца пантеон древнерусским идолам. Среди этих фигур выделялся бог Перун, его фигура была срублена из дерева, с золотыми усами и серебряной головой, в руках у него была палица-молния. А рядом с Перуном, стояли идолы и других богов, о которых мы знаем из славянских былин — Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл и Макошь. Но, приняв христианство, в 988 году, вернувшись в стольный град Киев с константинопольскими священниками и православной женой, византийской царевной Анной, князь Владимир прежде всего расправился со своими прежними языческими идолами и кумирами. Некоторые из них были сожжены, другие изрублены. Об этом мы узнаем из славянских рассказов. И испепелиы «идолища проклятые», князь Владимир совершил обряд крещения над своими соплеменниками, жителями Киева. А на месте капища Перуна, соорудил князь церковь святого Василия — именно это имя князь Владимир получил при крещении. Жизнь древних славян было плотно связано с природой. Иногда, беспомощные перед ее силами, славяне поклонялись и молились ей о приюте, удачной охоте, урожае. Древние славяне одушевляли реку и дерево, ветер и солнце, молнии и птиц. Они замечали множественные закономерности всех природных явлений и приписывали их злой или воле таинственных сил. Множество опасностей таилось в каждом мгновении существования наших древних предков. Не случайно ведь многие историки утверждали, что славянское язычество, — это обожествление и отождествление стихий. Стремясь объяснить явления природы или жизни собственного племени, предки порождали в своих легендах немалое количество мифических существ и божеств, похожих своими поступками и стремлениями на самих людей. Их дела не противоречили здравому смыслу, среди них также происходила борьба сил добра и зла.