- Грифон
- Леший
- Водяной
- Бадзула
Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают
Леший, лесовик, лешак, лесовой, лесун, лесник - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.
Водяной, водяник, водовик, дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой.
Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников непременно числили колдунами.
Бадзула, Бадзюля - дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к зиме выискивала, к кому бы пристроится
Именины Водяного
Водопол очень часто называют также Днем Рождения Водяного, что не очень верно, потому что речь идёт не о самом рождении, а о пробуждении Водяного ото сна под ледяным покровом.
Общепринятое празднование этого дня приходится на 3 апреля - месяц, который раньше именовали цветнем, хотя это может отличаться от климатических условий определённой местности. В дни волшебного пробуждения Водяного особо нехорошей приметой считается попадание в воду разного рода грязи. По возможности от грязи, мусора или камней и веток очищаются берега водоёмов и уже тонкая корка льда. Подобная помощь Водяному связана не только с данью почитания самой Природе, но и с представлением о самом Водяном - как о благодетеле всего, что находится в непосредственной близости от водоёма.
Основным обрядом, рассчитанным на Водопол, является так называемое «задабривание Водяного». Во время этого очень распространённого на территории древней Руси действа, в воду опускают собранную сообща требу, которой обычно выступает одна или несколько поляниц хлеба. Хлеб разламывается на одинаковые части одновременно всеми участниками и погружается в воду с самыми благими намерениями и пожеланиями Хозяину водоёмов. Иногда это действо сопровождается пением или игрой на различных музыкальных инструментах. Важно подметить, что колебать гладь воды как-либо, на открытом пространстве или в проруби, не стоит. Поэтому и хлеб в воду не бросают, а аккуратно опускают. Также следует знать, что монеты, которые часто приносят в дар Водяному, являются не меньшей скверной, чем сор, в отличие от хлеба, которым кормится рыба и, подобным образом, поддерживается экосистема водоёма в трудный период, а монеты засоряют водоём.
Не нужно в это время также набирать воду из водоёмов, особенно для ритуальных целей. Водяной в силу собственной занятости зачастую не может проследить за её исчезновением, и эта вода будет, скорее всего, проклята спохватившимся Хозяином.
Все традиционные действия, которые связаны с водой, лучше отсрочить до именин Ярилы Вешнего. Благодаря солнечной активности, к тому времени, вода станет целебной, но об этом будет поведано позже - перед самими именинами.