Купала
Празднованию Купалы в язычестве отводили два дня - Купальница накануне и самая короткая в году ночь на Купалу. Эти дни являются мужским и женским временем, когда Купальница встречается с Купалой. Таким образом, но с некоторым календарным сдвигом на две недели Аграфена-Купальница встречает суженого Ивана-Купалу.
На Купальницу припадает начало не только купаний, но и сбора очень ценных лекарственных трав. Особо отличительной особенностью этих купаний - являются лечебные свойства воды на Купальницу, и повышенная активность Водяного в Купальскую Ночь, что собственно и делает это время особо важным - в процессе испытания любви на прочность. На Купальницу собираются вещие люди, чтобы подготовиться к традиционному празднованию Купалы и помочь тем кто нуждается в исцелении.
В Купальскую ночь начинается празднование Любви. Это время для испытания на верность и поиска второй половинки. Существует очень распространённое представление о блуде в Купальскую Ночь, который может произойти, но только в случае если разгуляется нечистая сила. И это является тоже одним из множества испытаний. В языческих кругах, где принято соблюдать особую обрядовость, такого не происходит, потому что Купала - это праздник искренней любви и верности. Исключением могут стать те, кто одержим нечистой силой.
Всю ночь пары проходят испытание на прочность отношений и готовятся к последующему венчанию. Под стать испытаниям пар проводят и ритуальное венчание Берёзки с травяным Чучелом, как подготовка к тому, что предстоит парам на рассвете. В этот ритуал заключено не только венчание, но и сожжение чучела, предание его богу огня Яриле, а Берёзку предадут богине воды Ладе, ритуал этот как символ того, что «жили они счастливо и померли в один день». Все другие участники Купалы, чьи чувства не уже требуют испытания или ещё не возникли, просто веселятся глядя на испытаниях других пар.
Купальская ночь это время пред встречей богов. С восходом солнца случается встреча бога Ярилы - с богиней Зарёй. Как раз на восходе солнца и благословляются брачные узы, но уже не волхвами или жрецами, а самими богами – Зарёй и Ярилой. Купание, смысл которого заложен в названии праздника Купалы, проходит в одежде, а не голышом, для того чтобы освятить вместе с человеком и саму одежду, которую сушить можно только на теле, после этого одежда приобретает свойства оберега.