- Грифон
- Леший
- Водяной
- Бадзула
Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают
Леший, лесовик, лешак, лесовой, лесун, лесник - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.
Водяной, водяник, водовик, дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой.
Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников непременно числили колдунами.
Бадзула, Бадзюля - дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к зиме выискивала, к кому бы пристроится
Радогощь
Когда наступает осеннее равноденствия, славяне отмечают великий праздник, называемый Радогощь (Таусень). Считается что, Солнце-муж Дажьбог в это время становится Солнцем-стариком мудрым Световитом. И уже не так высок Световит и не греют его лучи, но он повидал много на белом свете, и поэтому особый почёт Солнцу-старику. Осталось совсем немного и он навсегда уйдёт за тридевять земель, чтобы там возродиться вновь.
Вот и собран урожай, и осеннее Солнце-Световит не припекает уже, к зимнему сну деревья готовятся, сбрасывая с себя красивые наряды. К этому празднику печётся большой медовый пирог (в старину этот пирог был высотой с рост человека), за него после зачина обычно прячется жрец и спрашивает у всех, видно ли его.
Если собравшиеся люди отвечают утвердительно, то тогда жрец говорит пожелание на грядущий год, где желает собирать обильный урожай и печь больший пирог. Далее после зачина, где обязательны на следующий год ворожение и гадания над чашей со священным вином, начинается пир, на котором еда ставится горкой на столе и к окончанию пира эта горка быстро уменьшается.
Обычно в этот день разыгрывают сказку о подземном царстве, которая должна всем напомнить о том, что постепенно угасает Солнце и наступает зима. Перед наступлением ночи разжигают небольшой костер и прыгают через него, тем самым люди очищались. Праздник в итоге заканчивался игрищами.