Овсень
В славянской мифологии Коляда имел брата-близнеца Овсеня, который появился чуть позже, потому считался младшим. Овсень на практике осуществлял божественные знания, которым Коляда учил людей.
Оба брата чествовались зимой. Коляду праздновали сначала, после чего ходили «овсенщики», прославлявшие Овсеня. Не так давно под Новый год в белорусских селах водили двух братьев. Первый, одетый красиво и богато, символизировал Коляду, второй, во всем рваном и старом, — Овсенья. Братьев вошедших в дом прикрывали занавеской, а хозяину дома необходимо было выбрать одного из братьев. Выберет первого — во всем будет удача, богатый урожай и счастье в жизни. А если второго, то наоборот: сплошные труды и заботы, а урожай скудный.
Но огорчаться по этому поводу не стоило — гадание предсказывало судьбу на год. Во время следующих колядок можно было снова попытать счастья.
Овсень — также символизирует мост в будущее, по которому он первым входит в новый год. Он первый видит будущее, встречается в нем с нечистью и расчищает дорогу людям рассеивая ее. После обряда люди выпекали особое печенье, изображающее жаворонков, которым нужно было угощать соседей и близких, странников и детей, и обязательно стихии — воду и огонь, чтобы они в новом году не доставляли неприятностей и были послушны людям.
По мнению исследователей, Коляда и Овсень реальные личности, жившие на земле около 8,5 тысяч лет тому. Узнать об Овсене можно, из древнерусской былины о царе Усиле Добром. По крайней мере Овсень до того как стал богом совершил большое количество подвигов и достоин памяти потомков.